Дружеский визит в Белоруссию

Дружеский визит в Белоруссию



Идея посмотреть своими глазами и потрогать руками «коммунистическую» Белоруссию возникла давно.

Понимая, что климат там такой же, что у нас - в средней полосе России, ехать решено летом, в июле.

Поскольку ехать семьей – втроем – выбран вариант перемещения на машине. Не только дешевле по сравнению с поездом/самолетом, но и вещи не на себе тащить. Плюс возможность увидеть то, куда турист-пешеход не доберется.

Дорога Казань-Москва ничем не примечательна, собственно дорогой ее можно назвать только от Нижнего Новгорода до Москвы. Остальное – асфальтированное направление, с изредка встречающимися фрагментами дороги.

Трасса М1 Москва-Минск значительно лучше. Ровная и широкая. Практически без ям и с разметкой. Везде 2 полосы в каждую сторону. Но это обычная дорога, не автомагистраль.

Регулярно дорога идет через деревни, практически в каждой стационарные камеры-радары, и периодически «охотники» в погонах.

Достаточно часто встречаются площадки для отдыха и мусорные контейнеры. Пешеходные переходы и автобусные остановки видны очень издалека, освещаются фонарями на солнечных батареях.

Ближе к границе довольно много ларьков, торгующих автостраховками. Российское осаго в Белоруссии не действует, надо покупать «Зеленую карту». Для легкового автомобиля карта на 2 недели (меньше не делают) стоит 480 рублей, и действует в Белоруссии, Молдавии и на Украине. Штраф за отсутствие – 200 долларов.

Оформлять Зеленую карту лучше подальше от границы – очереди нет, и цена самая низкая. Само оформление минут 10 занимает.


Граница. Как таковой ее нет для легковых авто. Есть весовой контроль и досмотровая площадка для грузовиков. Через какое-то расстояние дорогу преграждают шлагбаумы-турникеты. С нас ничего не потребовали, молча пропустили. Заметил, что белорусов тоже не трогают. Вероятно это пункт сбора «платы за дорогу» с грузовиков и иностранцев.


Белорусская автострада порадовала не только хорошим качеством покрытия, но интересными «мелочами».



Разметка, означающая край проезжей части выступает над асфальтом и прерывистая.

При наезде на нее ощущается «погремушка».

Погремушками обозначены все критические места – пешеходные переходы, окончания скоростных участков.


Трасса не проходит через деревни и не имеет пересечений на одном уровне – только развязки и примыкания справа.

После каждого примыкания стоят знаки «100» и «120» для легковых машин.


Машин на магистрали немного. Разрешенный режим движения устраивает абсолютное большинство водителей, «летчиков» не встречал.

На всей автомагистрали ни разу не встретились «жуки-палочники». Ни в засаде, ни открыто. Также не были замечены камеры-радары и прочие средства облегчения карманов водителей.


С дороги хорошо видно сельское хозяйство. В полях трудятся трактора и комбайны, постройки имеют вполне ухоженный вид. Видны результаты. Никакой разрухи.





При подъезде к Минску на дороге были замечены местные ГАИшники, охранявшие знаки 80 и 60 с радаром в руках. Причем сначала я увидел гаишников, потом знаки – как и должно быть. То есть менты занимались предупреждением нарушений, а не отловом из засады.

Вообще за 4 дня в Белоруссии дважды видел гаишников и один раз просто милицию.


Конечно Минск не уместно сравнивать с Москвабадом – это вовсе отдельная страна, а с такими городами как Нижний Новгород, Казань, Самара – вполне сопоставимо. По количеству людей, машин, площади.


Чисто. Видимо не принято мусорить где попало.


Отдельной похвалы заслуживает организация дорожного движения. Дорожные знаки стоят по смыслу, и хорошо видны тем, для кого предназначены!

В центре много подземных пешеходных переходов. И никто не пытается пролезть поверху.

Предусмотрены даже велосипедные дорожки на тротуарах.


Машин много, движение интенсивное. Но за 4 дня ни в центре, ни на МКАДе (да, в Минске тоже есть мкад) мы ни разу не постояли в пробке! Город движется.

В целом на дороге ощущается сотрудничество и вежливое отношение друг к другу. Все как сговорились: «Никаких глупостей!» Результат – мало аварий.


В центре практически везде запрещена стоянка на дороге. И никто не ставит машины под знаком.

Но возле торговых и иных центров есть парковки, и есть места. Бесплатно.


«Проспект Лукашенко»



Еще 2 замечательных момента: все машины в Белоруссии не тонированные – прозрачные. Прекрасная обзорность на дороге. И белорусы не жгут фары днем. Ни в городе, ни на трассе. Езда без идиотизма намного комфортней. Чаще всего по включенным днем фарам узнаешь россиянина.


Выбор гостиницы.

Предварительная проработка отелей показала: гостиниц в Минске немало, но или хорошо и очень дорого, или старый советский интерьер и тоже недешево.

Поскольку главное требование к отелю у нас – место для ночлега, а наличие ресторана и персонального сортира - не главное, выбор был сделан в пользу нового современного недорогого молодежного формата – хостела. Парковка для машины тут же во дворе, совершенно бесплатно и без опасений за сохранность.




Мы очень удивились обилию в хостеле иностранцев из Англии, Германии, Италии, Венесуэлы, Кореи, Вьетнама. Причем половина из них – люди, которым за 50.

Вечерами в холле не только обмен впечатлениями, но и возможность потренировать свой английский с носителями языка.


Белорусский язык. Мы слышали его только по радио и в метро. Также многие надписи в городе на нем, выглядит довольно забавно.




Абсолютное же большинство говорит по-русски. Плакаты и объявления также почти все на русском.


Деньги.

Белорусские рубли, которые давно не «зайчики». Используются повсеместно.



Обменный курс к российскому рублю примерно 250:1, показанная купюра тянет на российские 20 копеек.


Ситуация чем-то похожа на девяностые годы в России, миллионы рублей, банковские обменники в каждом универсаме.

Причем народ интенсивно меняет доллары, евро или наконец рубли на местную валюту, и идет в магазин. В обменниках частенько очередь 1-2-3 человека.


За российские рубли можно купить только бензин на АЗС, и то не на всех. Так что первым делом по приезду меняем валюту, иначе останетесь без мороженого.


Цены и уровень жизни.

Сначала сложно было ориентироваться в нулях, заранее приготовленный калькулятор очень помог. Потом выработал эмпирическое правило: белорусские тысячи умножаем на 4 и получаем цену в RUR, например пятилитровая бутыль воды за 10 000 BYR х 4 = 40 RUR.




По сравнению с Казанью цены в Минске мне показались чуть выше, уровень жизни народа сопоставим. Автомобили в основном европейские, ВАЗ встречается редко.

Бросилось в глаза объявление о вакансии в магазине: уборщица, 2 500 000 BYR = 10 000 RUR = 300$. То же, что и в российских городах, исключая Москву и Питер.


Цена на бензин единая по всей Белоруссии. Литр 92-го стоит 6650 BYR = 26,30 RUR. А в смоленской области я заливал бензин по 25,50 на «Роснефти»

Заправки встречаются не так часто, как в России.


Общественный транспорт и метро стоит 1500 BYR = 6 RUR !!! Школьникам - бесплатно!


Банковские карты принимаются в крупных магазинах. Но этот вид расчетов явно малопопулярен. Лучше наличных – только много наличных денег.


Посещение ЦУМа и универмага «Беларусь» напомнило визит в эти магазины в восьмидесятые годы. Промтовары, тетки-продавщицы в униформе, и отделка помещений в стиле тех времен.

Не было цели купить что-либо, зашли посмотреть. В этих магазинах все недешево.



Люди. В большинстве доброжелательные и не хмурые. Добрые. Отзывчивые.

Ощущаешь, что человек человеку друг, а не волк. Не все оценивается в деньгах.


Мне показалось, что молодежь в Белоруссии меньше курит. Также не видно компашек, пьющих пиво на улице.

Не видно бомжей. Нет следов вандализма и граффити. В подземных переходах, метро и на дорогах нет нищих.

Нет вездесущих в России джамшутов и равшанов.


Зато есть казино;)



И дворец Республики.




Административные здания в центре современные, но внешне отделаны в советском стиле, что совсем неплохо.



А во дворах встречаются просто находки:



Старинная «Победа», во вполне хорошем состоянии стоит себе во дворе.


Сравните ее с Победой в музее ретроавтомобилей в Москве:



Не в почете у «Батьки» похоже и религии – опиум для народа. Ни церкви, ни мечети не бросились в глаза. Видимо их нет совсем, или они где-то далеко не в центре Минска.

Единственный старый католический костел в центре города больше напоминает памятник архитектуры, нежели предприятие духовного бизнеса.




Связь и Интернет.

Беспроводным интернетом нас обеспечил отель, также беспроводной Wi-Fi есть во многих кафе и ресторанчиках.

А телефонная связь в/из Белоруссии почему-то безумно дорогая. Много дороже, чем Европа и даже Америка.

Даже через IP звонок из России в Минск стоит от 6 рублей минута. Страшно представить, почем минута в роуминге у МТСа, который там присутствует.


Основные сотовые операторы МТС и Велком. Выяснять тарифы и покупать местную сим-карту не пробовал, так как не было в этом надобности.

Воспользовался скайпом и своей старой туристической симкой Гудлайн, 90 центов минута (из Египта 40).


Достаточно частое явление в Минске – таксофон. Говорят, что это оптимальное решение для туриста. Правда ни разу не видел, чтоб кто-то им пользовался.




Жаркая погода соблазнила искупаться в «минском море». Как мы поняли, это большое озеро возле Минска. Организованное место для купания мы не нашли (особо не искали), нашли тропинку от автотрассы к озеру.

Дорожка, по которой ездят купаться. Удивило, что полностью отсутствуют следы пребывания человека на отдыхе.




Само «море» ничем не примечательно.



И конечно же поездка не полная без экскурсии в глубинку. В качестве провинциального города для посещения выбран Бобруйск, легенда российского Интернета.






Из достопримечательностей в Бобруйске два памятника бобрам. Также именно в Бобруйске находится знаменитая Белшина.





А еще были найдены необычные дорожные знаки, завидев которые издалека нога сама отпускает педаль газа.



Издалека этот автомобиль смотрится очень натурально, первый раз я на него купился.



Бобруйск напомнил провинциальный город России 80-х годов.

Только там можно заказать в кафе «Лакомка» коктейль из ванильного мороженного без пальмового масла, с живой вишней.

Только там в магазине покупатели спрашивают: «А за какое число у вас колбаса?». Самая дорогая сырокопченая колбаса стоит там 150 000 BYR, или 600 рублей наших…



Конечно, приехать туристом и жить в стране – «две большие разницы». Наверно у белорусов есть обоснованные претензии к своему руководству. Мне показалось, что они взяли все лучшее от советской власти и дополнили это современными возможностями. И получили капитализм с человеческим лицом. Без коррупции на бытовом уровне.

Нам есть чему у них поучиться…


Подведем итоги.

Всего за автопробег Казань-Минск-Бобруйск пройдено 3680 км, сожжено более 200 л бензина. Акции ГИБДД не покупались ни разу. Вся поездка в 11 дней на троих обошлась около 21 000 рублей, из них 13 000 были обменены на белорусские.


Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Судя по их названию, этому тексту релевантны статьи:

  1. [?] Экономим на банкирах - 2
Комментарии к этой заметке больше не принимаются.