Дружеский визит в Белоруссию

Дружеский визит в Белоруссию



Идея посмотреть своими глазами и потрогать руками «коммунистическую» Белоруссию возникла давно.

Понимая, что климат там такой же, что у нас - в средней полосе России, ехать решено летом, в июле.

Поскольку ехать семьей – втроем – выбран вариант перемещения на машине. Не только дешевле по сравнению с поездом/самолетом, но и вещи не на себе тащить. Плюс возможность увидеть то, куда турист-пешеход не доберется.

Дорога Казань-Москва ничем не примечательна, собственно дорогой ее можно назвать только от Нижнего Новгорода до Москвы. Остальное – асфальтированное направление, с изредка встречающимися фрагментами дороги.

Трасса М1 Москва-Минск значительно лучше. Ровная и широкая. Практически без ям и с разметкой. Везде 2 полосы в каждую сторону. Но это обычная дорога, не автомагистраль.

Регулярно дорога идет через деревни, практически в каждой стационарные камеры-радары, и периодически «охотники» в погонах.

Достаточно часто встречаются площадки для отдыха и мусорные контейнеры. Пешеходные переходы и автобусные остановки видны очень издалека, освещаются фонарями на солнечных батареях.

Ближе к границе довольно много ларьков, торгующих автостраховками. Российское осаго в Белоруссии не действует, надо покупать «Зеленую карту». Для легкового автомобиля карта на 2 недели (меньше не делают) стоит 480 рублей, и действует в Белоруссии, Молдавии и на Украине. Штраф за отсутствие – 200 долларов.

Оформлять Зеленую карту лучше подальше от границы – очереди нет, и цена самая низкая. Само оформление минут 10 занимает.


Граница. Как таковой ее нет для легковых авто. Есть весовой контроль и досмотровая площадка для грузовиков. Через какое-то расстояние дорогу преграждают шлагбаумы-турникеты. С нас ничего не потребовали, молча пропустили. Заметил, что белорусов тоже не трогают. Вероятно это пункт сбора «платы за дорогу» с грузовиков и иностранцев.


Белорусская автострада порадовала не только хорошим качеством покрытия, но интересными «мелочами».



Разметка, означающая край проезжей части выступает над асфальтом и прерывистая.

При наезде на нее ощущается «погремушка».

Погремушками обозначены все критические места – пешеходные переходы, окончания скоростных участков.


Трасса не проходит через деревни и не имеет пересечений на одном уровне – только развязки и примыкания справа.

После каждого примыкания стоят знаки «100» и «120» для легковых машин.


Машин на магистрали немного. Разрешенный режим движения устраивает абсолютное большинство водителей, «летчиков» не встречал.

На всей автомагистрали ни разу не встретились «жуки-палочники». Ни в засаде, ни открыто. Также не были замечены камеры-радары и прочие средства облегчения карманов водителей.


С дороги хорошо видно сельское хозяйство. В полях трудятся трактора и комбайны, постройки имеют вполне ухоженный вид. Видны результаты. Никакой разрухи.





При подъезде к Минску на дороге были замечены местные ГАИшники, охранявшие знаки 80 и 60 с радаром в руках. Причем сначала я увидел гаишников, потом знаки – как и должно быть. То есть менты занимались предупреждением нарушений, а не отловом из засады.

Вообще за 4 дня в Белоруссии дважды видел гаишников и один раз просто милицию.


Конечно Минск не уместно сравнивать с Москвабадом – это вовсе отдельная страна, а с такими городами как Нижний Новгород, Казань, Самара – вполне сопоставимо. По количеству людей, машин, площади.


Чисто. Видимо не принято мусорить где попало.


Отдельной похвалы заслуживает организация дорожного движения. Дорожные знаки стоят по смыслу, и хорошо видны тем, для кого предназначены!

В центре много подземных пешеходных переходов. И никто не пытается пролезть поверху.

Предусмотрены даже велосипедные дорожки на тротуарах.


Машин много, движение интенсивное. Но за 4 дня ни в центре, ни на МКАДе (да, в Минске тоже есть мкад) мы ни разу не постояли в пробке! Город движется.

В целом на дороге ощущается сотрудничество и вежливое отношение друг к другу. Все как сговорились: «Никаких глупостей!» Результат – мало аварий.


В центре практически везде запрещена стоянка на дороге. И никто не ставит машины под знаком.

Но возле торговых и иных центров есть парковки, и есть места. Бесплатно.


«Проспект Лукашенко»



Еще 2 замечательных момента: все машины в Белоруссии не тонированные – прозрачные. Прекрасная обзорность на дороге. И белорусы не жгут фары днем. Ни в городе, ни на трассе. Езда без идиотизма намного комфортней. Чаще всего по включенным днем фарам узнаешь россиянина.


Выбор гостиницы.

Предварительная проработка отелей показала: гостиниц в Минске немало, но или хорошо и очень дорого, или старый советский интерьер и тоже недешево.

Поскольку главное требование к отелю у нас – место для ночлега, а наличие ресторана и персонального сортира - не главное, выбор был сделан в пользу нового современного недорогого молодежного формата – хостела. Парковка для машины тут же во дворе, совершенно бесплатно и без опасений за сохранность.




Мы очень удивились обилию в хостеле иностранцев из Англии, Германии, Италии, Венесуэлы, Кореи, Вьетнама. Причем половина из них – люди, которым за 50.

Вечерами в холле не только обмен впечатлениями, но и возможность потренировать свой английский с носителями языка.


Белорусский язык. Мы слышали его только по радио и в метро. Также многие надписи в городе на нем, выглядит довольно забавно.




Абсолютное же большинство говорит по-русски. Плакаты и объявления также почти все на русском.


Деньги.

Белорусские рубли, которые давно не «зайчики». Используются повсеместно.



Обменный курс к российскому рублю примерно 250:1, показанная купюра тянет на российские 20 копеек.


Ситуация чем-то похожа на девяностые годы в России, миллионы рублей, банковские обменники в каждом универсаме.

Причем народ интенсивно меняет доллары, евро или наконец рубли на местную валюту, и идет в магазин. В обменниках частенько очередь 1-2-3 человека.


За российские рубли можно купить только бензин на АЗС, и то не на всех. Так что первым делом по приезду меняем валюту, иначе останетесь без мороженого.


Цены и уровень жизни.

Сначала сложно было ориентироваться в нулях, заранее приготовленный калькулятор очень помог. Потом выработал эмпирическое правило: белорусские тысячи умножаем на 4 и получаем цену в RUR, например пятилитровая бутыль воды за 10 000 BYR х 4 = 40 RUR.




По сравнению с Казанью цены в Минске мне показались чуть выше, уровень жизни народа сопоставим. Автомобили в основном европейские, ВАЗ встречается редко.

Бросилось в глаза объявление о вакансии в магазине: уборщица, 2 500 000 BYR = 10 000 RUR = 300$. То же, что и в российских городах, исключая Москву и Питер.


Цена на бензин единая по всей Белоруссии. Литр 92-го стоит 6650 BYR = 26,30 RUR. А в смоленской области я заливал бензин по 25,50 на «Роснефти»

Заправки встречаются не так часто, как в России.


Общественный транспорт и метро стоит 1500 BYR = 6 RUR !!! Школьникам - бесплатно!


Банковские карты принимаются в крупных магазинах. Но этот вид расчетов явно малопопулярен. Лучше наличных – только много наличных денег.


Посещение ЦУМа и универмага «Беларусь» напомнило визит в эти магазины в восьмидесятые годы. Промтовары, тетки-продавщицы в униформе, и отделка помещений в стиле тех времен.

Не было цели купить что-либо, зашли посмотреть. В этих магазинах все недешево.



Люди. В большинстве доброжелательные и не хмурые. Добрые. Отзывчивые.

Ощущаешь, что человек человеку друг, а не волк. Не все оценивается в деньгах.


Мне показалось, что молодежь в Белоруссии меньше курит. Также не видно компашек, пьющих пиво на улице.

Не видно бомжей. Нет следов вандализма и граффити. В подземных переходах, метро и на дорогах нет нищих.

Нет вездесущих в России джамшутов и равшанов.


Зато есть казино;)



И дворец Республики.




Административные здания в центре современные, но внешне отделаны в советском стиле, что совсем неплохо.



А во дворах встречаются просто находки:



Старинная «Победа», во вполне хорошем состоянии стоит себе во дворе.


Сравните ее с Победой в музее ретроавтомобилей в Москве:



Не в почете у «Батьки» похоже и религии – опиум для народа. Ни церкви, ни мечети не бросились в глаза. Видимо их нет совсем, или они где-то далеко не в центре Минска.

Единственный старый католический костел в центре города больше напоминает памятник архитектуры, нежели предприятие духовного бизнеса.




Связь и Интернет.

Беспроводным интернетом нас обеспечил отель, также беспроводной Wi-Fi есть во многих кафе и ресторанчиках.

А телефонная связь в/из Белоруссии почему-то безумно дорогая. Много дороже, чем Европа и даже Америка.

Даже через IP звонок из России в Минск стоит от 6 рублей минута. Страшно представить, почем минута в роуминге у МТСа, который там присутствует.


Основные сотовые операторы МТС и Велком. Выяснять тарифы и покупать местную сим-карту не пробовал, так как не было в этом надобности.

Воспользовался скайпом и своей старой туристической симкой Гудлайн, 90 центов минута (из Египта 40).


Достаточно частое явление в Минске – таксофон. Говорят, что это оптимальное решение для туриста. Правда ни разу не видел, чтоб кто-то им пользовался.




Жаркая погода соблазнила искупаться в «минском море». Как мы поняли, это большое озеро возле Минска. Организованное место для купания мы не нашли (особо не искали), нашли тропинку от автотрассы к озеру.

Дорожка, по которой ездят купаться. Удивило, что полностью отсутствуют следы пребывания человека на отдыхе.




Само «море» ничем не примечательно.



И конечно же поездка не полная без экскурсии в глубинку. В качестве провинциального города для посещения выбран Бобруйск, легенда российского Интернета.






Из достопримечательностей в Бобруйске два памятника бобрам. Также именно в Бобруйске находится знаменитая Белшина.





А еще были найдены необычные дорожные знаки, завидев которые издалека нога сама отпускает педаль газа.



Издалека этот автомобиль смотрится очень натурально, первый раз я на него купился.



Бобруйск напомнил провинциальный город России 80-х годов.

Только там можно заказать в кафе «Лакомка» коктейль из ванильного мороженного без пальмового масла, с живой вишней.

Только там в магазине покупатели спрашивают: «А за какое число у вас колбаса?». Самая дорогая сырокопченая колбаса стоит там 150 000 BYR, или 600 рублей наших…



Конечно, приехать туристом и жить в стране – «две большие разницы». Наверно у белорусов есть обоснованные претензии к своему руководству. Мне показалось, что они взяли все лучшее от советской власти и дополнили это современными возможностями. И получили капитализм с человеческим лицом. Без коррупции на бытовом уровне.

Нам есть чему у них поучиться…


Подведем итоги.

Всего за автопробег Казань-Минск-Бобруйск пройдено 3680 км, сожжено более 200 л бензина. Акции ГИБДД не покупались ни разу. Вся поездка в 11 дней на троих обошлась около 21 000 рублей, из них 13 000 были обменены на белорусские.


Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Зачем вам накопительное страхование жизни?

Зачем вам накопительное страхование жизни?

Недавно мне предложили застраховать мою бесценную жизнь. И не просто застраховать, а накопительно. Лет на 20. То есть с получением при дожитии значительной суммы в местной валюте. С обещанием в случае моего недожития отдать эту сумму жене и детям. А случись в эти 20 лет что нехорошее - травма какая серьезная, или болезнь - тоже обещают поддержать материально. Как ни крути - вроде бы одни плюсы видятся.

И сумму обозначили в 1 200 000 рублей, на дожитие и на случай нехороший. И всего-то за 60 000 в год. Вроде как 20х60 000= 1 200 000. Сколько вкладываешь, столько и получишь обратно, ну и застрахован на все 20 лет.

И тут пришла крамола: а ведь инфляция порядка 20% в год превратит этот лимон в пыль... Непонятно как там госкомстат считает, а кошельком мы чувствуем - жизнь каждый год дорожает процентов на 15-20, никак не меньше. Расчет подтвердил верность хода мысли:

0 1 200 000,00р.  
1 960 000,00р. 0,8
2 768 000,00р. 0,8
3 614 400,00р. 0,8
4 491 520,00р. 0,8
5 393 216,00р. 0,8
6 314 572,80р. 0,8
7 251 658,24р. 0,8
8 201 326,59р. 0,8
9 161 061,27р. 0,8
10 128 849,02р. 0,8
11 103 079,22р. 0,8
12 82 463,37р. 0,8
13 65 970,70р. 0,8
14 52 776,56р. 0,8
15 42 221,25р. 0,8
16 33 777,00р. 0,8
17 27 021,60р. 0,8
18 21 617,28р. 0,8
19 17 293,82р. 0,8
20 13 835,06р. 0,8

Как говорил известный восточный персонаж: "За 20 лет или хан умрет, или ишак, или я". Но даже если все будут живы-здоровы- ценность миллиона двести через 20 лет будет как 14 000 сегодня. А отдавать каждый год по 60 000 предстоит. Их конечно инфляция тоже не пожалеет, и ценность падать будет год от года...

Но. Ни на какую "обеспеченную старость" расчитывать не приходится однако. Какие бы сказки вам не рассказывали страховые агенты.

Чтоб у вас не возникло ощущения напраслины на такое "важное и хорошее дело", как накопительное страхование жизни, расскажу о своем опыте. О том, что прочувствовано моим карманом.

В 2004 году я имел глупость застраховаться в иностранной компании. На 6 лет. По тем временам страховая сумма в 4600$ для провинциального специалиста выглядела вполне симпатично, а ежегодный платеж в 500 был больше месячной зарплаты. Давайте "понизим" инфляцию до 15% в год

      Инфляция Платежи Ценность платежа к 2004 году
2004 0 $4 600,00   500 $500,00
2005 1 $3 910,00 0,85 500 $425,00
2006 2 $3 323,50 0,85 600 $433,50
2007 3 $2 824,98 0,85 600 $368,48
2008 4 $2 401,23 0,85 600 $313,20
2009 5 $2 041,04 0,85 600 $266,22
2010 6 $1 734,89 0,85   $0,00
2011 7 $1 474,65 0,85   $0,00
2012 8 $1 253,46 0,85   $0,00
$2 306,40

Приведем все числа к 2004 году. В "ценах 2004 г" я отдал за 6 лет $2306. А получил бы в 2010 1735$. Чистый убыток 25%. Та страховая компания по сей день окончательно не расплатилась, но это уже другая история.

Такое вот накопительное страхование. Плюс многолетняя иллюзия "защищенности".

Если действительно хочешь скопить капитал, придется вкладывать никак не меньше, чем под 40% годовых. И периодически покупать инвестиционные монеты и или золото в слитках.

А как вы сберегаете нажитое непосильным трудом?

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Комментариев: 3

Наша рассылка:

Ваше имя :
Ваш email :

Magnetic Exchange - сервис обмена Perfect Money, LiqPay, Solid Trust Pay, EgoPay, Payza (AlertPay), Яндекс Денег, Payweb, RedPass, ePayments и Paxum